Выступившие специалисты обозначили основные профильные проблемы городской промышленности и экономики.
Машиностроение. Евгений Горин (Вице-президент союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга): "Машиностроение было одной из ключевых отраслей в городе, но за 25 лет в структуре городского производства оно сократилось в 5 раз. Что осталось от таких заводов, как "Электросила" или "Металлический завод"? Для восстановления отрасли необходимо: во-первых – государственное участие в виде стабильных госсаказов; во-вторых – инновационный процесс с созданием отраслевых институтов для разработки новых технологий; в-третьих - решение кадровых задач и создание ауры интереса вокруг инженерных профессий".
Судостроение. Александр Чемоданов (Крыловский государственный научный центр): "Судостроение – во многом системообразующая отрасль в Петербурге. Одно рабочее место в этой отрасли создает семь рабочих мест в смежных отраслях. В стране принята программа развития судостроения на 2013-2030г. Основной вектор - Арктика и средства освоения шельфа. Но буквально на днях было получено новое заключение Минэкономразвития на программу, и если вчера она была ориентирована на создание опережающего научно-технического задела, то сегодня ее хотят завернуть в структуру военно-промышленного комплекса, то есть работать только под конкретные заказы. На мой взгляд, это принципиально неправильно".
Энергетика. Владислав Озорин (Президент Ассоциации энергетических предприятий СЗФО): "Если оценивать состояние отрасли, то оно удручающее. У «Ленэнерго» накопилась огромная задолженность на технологическое присоединение абонентов. Потери в распределительных сетях очень большие и доходят до 40%, а в отдельных региональных сетевых компаниях до 60%. Сети стареют, и соответственно приходится увеличивать тарифы".
Предприятия ОПК. Валерий Радченко (Президент Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга): "Практически все заводы находятся в тяжелом экономическом положении. Пропал завод им. Калинина, накануне банкротства Пролетарский и Канонерский заводы. На предприятиях 70% оборудования устарело, но ничего по техническому перевооружению не делается – не работает кредитная система, кредитная ставка 24%. У предприятий есть новые разработки, но их не реализовать - необходимы долгосрочные контракты, а их нет, и государство не помогает".
Радиоэлектроника. Валерий Шубарев (Президент Ассоциации предприятий радиоэлектроники): "Главная проблема отрасли – системная. Мы не производим гражданской продукции, а именно в конкуренции гражданской продукции появляются новые инновационные технологии. Сегодня данный рынок агрессивно занят зарубежными фирмами, но у нас в Петербурге есть четкое понимание этой ситуации - надо заниматься вопросами комплексной безопасности и качества жизни. Это то, что сейчас называют "Умные города". Мы разработали оригинальную сенсорную систему мирового уровня, но нет внедрения, нет преференций нашим предприятиям. Я категорически настаиваю на том, чтобы в Петербурге были организованы соответствующие заказы. И для начала мы предлагаем сделать безопасным и "Умным городом" Кронштадт. Создать там единую систему и центр мониторинга, которая бы контролировала качество жизни и безопасность".
Строительство. Лев Каплан (вице-президент Санкт-Петербургского Союза строительных компаний "СоюзПетроСтрой"): "Главная проблема отрасли – огромная монополизация рынка строительных услуг. Десяток крупных компаний в прошлом году ввели в строй 98% жилья. Доля средних компаний - всего 2%, а всего несколько лет назад их доля составляла 35-40%. Поэтому первая задача – разработать стандарт развития конкуренции".
Пищевая промышленность. Вячеслав Шаваров (Генеральный директор Северо-Западного Центра проблем продовольственного обеспечения, член Общественной палаты Ленинградской области): "Наши высокие производственные показатели сельхозпродукции не всегда имеют высокую рентабельность. Для решения этой проблемы необходимо в частности: финансировать сельское хозяйство напрямую через казначейство, а не через банки; предоставить льготную возможность производителям и поставщикам региональной сельхозпродукции получить свое место в торговых комплексах; компенсировать до 30% розничной цены при покупке горюче-смазочных материалов. Также необходимо разработать и принять финансово обеспеченный межрегиональный закон о продовольственной безопасности".
По материалам http://www.dmitrieva.org/id932